Инженер-изобретатель Тимофеев сконструировал машину времени, которая соединила его квартиру с далеким шестнадцатым веком — точнее, с палатами государя Ивана Грозного. Туда-то и попадают тезка царя пенсионер-общественник Иван Васильевич Бунша и квартирный вор Жорж Милославский.

На их место в двадцатом веке «переселяется» великий государь. Поломка машины приводит ко множеству неожиданных и забавных событий…

Трейлеры Знаете ли вы, что...
  • Фильм снят по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич».
  • Царь Иоанн Васильевич Грозный в современной Москве слушает на магнитофоне песню Высоцкого «Эх, раз, ещё раз».
  • То, что посол говорит на немецком языке, соответствует тексту пьесы Булгакова.
  • Крымский хан действительно шалил на Изюмском шляхе в 1571 году. Да так шалил, что сжег Москву в мае 1571 года. В следующем году крымский хан был разбит в Битве при Молодях.
  • Сцену звонка Жоржа «женским голосом» к Шпаку озвучивает Наталья Кустинская; песню «Разговор о счастье» поёт Валерий Золотухин.
  • Занимает по посещаемости 17-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
  • Иваном Васильевичем могли бы стать — Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Лебедев.
  • Милославским могли бы стать Андрей Миронов, Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков.
  • На песню «Звенит январская вьюга» пробовалась София Ротару, но её исполнение из-за довольно низкого голоса не подошло для комедийного жанра фильма.
  • В зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее».
  • Первый вариант сценария Гайдай писал под Юрия Никулина, который, прочитав его, наотрез отказался сниматься, мотивируя это тем, что год съёмок пропадёт впустую, и фильм положат на полку.
  • На роль Зины пробовались сразу три Натальи: Селезнёва, Гундарева и Гвоздикова.
  • В фильме звучит «Песня про зайцев» («А нам всё равно…») в исполнении Юрия Никулина из снятого Леонидом Гайдаем в 1968 году фильма «Бриллиантовая рука».
  • Художники по костюмам царские наряды позаимствовали из картины «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, а для героини Селезнёвой шил костюмы молодой модельер Вячеслав Зайцев.
  • Гонорары за съемки:

    Леонид Гайдай — 7948 рублей (5948 рублей за съёмки плюс 2000 рублей за сценарий). По другим данным, общий гонорар режиссёра составил 18 000 рублей, что стало одной из причин закрытия экспериментального творческого объединения «ЭТО», созданного в качестве опыта коммерческого кинематографа;

    Юрий Яковлев — 4350 руб.;

    Леонид Куравлёв — 2312 руб.;

    Александр Демьяненко — 1663 руб.;

    Савелий Крамаров — 1129 руб.;

    Михаил Пуговкин — 788 руб.;

    Владимир Этуш — 630 руб.;

    Наталья Селезнёва — 362 руб.;

    Наталья Крачковская — 347 руб.;

    Сергей Филиппов — 258 руб.;

    Наталья Кустинская — 168 руб.;

    Анатолий Подшивалов — 139 руб.;

    Нина Маслова — 101 руб.

  • Из-за синяка под глазом Нине Масловой в сцене на пиру постоянно приходилось опускать глаза, что в конечном счёте пошло роли на пользу — этот приём добавлял царице кокетства.
  • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
  • На вопрос Бунши царица отвечает «Марфа Васильевна я». Это может быть только Марфа Васильевна Собакина, пробывшая женой Ивана IV Грозного всего 15 дней. Таким образом Жорж Милославский и Иван Васильевич Бунша находились в древней Москве в один из дней между 28-м октября и 12-м ноября 1571 года. 13 ноября Марфа Собакина умерла.
  • Фильм был переозвучен Гайдаем из-за нападок цензуры в нескольких эпизодах. Первый: во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «А кто платить будет?» Тот отвечает (цензура): «Ну, во всяком случае не мы», в оригинале по замыслу Гайдая, «Народ, народ, батюшка». Второй: сцена допроса Ивана Грозного в милиции: «Место жительства», царь отвечает: «В палатах». По замыслу Гайдая: «Москва — Кремль».
  • Сцены погони за «пришельцами из будущего» снимались в Ростове Великом Ярославской области.
  • Бунша, переодетый в царя, произносит, обращаясь к шведскому послу «Гитлер капут», но по губам читается «Мир, дружба».
  • Зина (жена Шурика), заботясь об Иоанне Грозном в квартире произносит «Мало ли что могут подумать!», но по губам читается «Вас здесь могут увидеть!».
  • В один из моментов фильма, зрителю может показаться что был допущен брак озвучивания: Когда Бунша спрашивает Милославского, как он попал в квартиру Шпака, тот отвечает «Да ну вас к чёрту, что за пошлые вопросы!», при этом рот у Милославского закрыт. На самом деле, эту фразу говорит не Милославский, а Шурик, находящейся в тот момент за кадром (голоса Куравлёва и Демьяненко, действительно похожи).
  • Комичный образ царя-самозванца был воспринят как издевательство над Иваном Грозным, и поэтому из фильма был исключён эпизод, где царь жарит котлеты на кухне Тимофеева.
  • На ручке, которую Милославский украл у Шпака и подарил послу, была изображена обнажённая женщина. Крупные планы из фильма вырезали, так как обнажённых женщин тогда было запрещено показывать. После внесения всех изменений хронометраж фильма уменьшился на 10 минут, но до сих пор оригинальный негатив фильма хранится на студии «Мосфильм».
  • Добавочный номер телефона «3-62», который называет Жорж Милославский, когда звонит на работу Шпаку, представляет собой цену бутылки обычной водки в СССР. В этом эпизоде прослеживается параллель с фильмом «Бриллиантовая рука», где режиссёр использовал такой же приём, зашифровав цену бутылки водки в номере автомобиля. В пьесе добавочный номер — 501.
  • Произносимая Л. Куравлёвым фраза «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе» была записана в сценарии, а её продолжение — «…если, конечно, они у вас есть» — импровизация актёра.
  • В фильме Иван Грозный произносит фразу: «У меня вот тоже один такой был — крылья сделал. Я его на бочку с порохом посадил — пущай полетает!». Это имеет определённые исторические параллели. Известно, что боярина Казаринова-Голохвастова, который принял схиму, чтобы избежать казни, Иван Грозный велел взорвать на бочке пороха, на том основании, что схимники — ангелы, а потому должны лететь на небо.
  • еще 24 факта
Ошибки в фильме
  • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
  • В сцене допроса милиционерами Иван Васильевич на вопрос о годе рождения отвечает: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова.», хотя Иван Грозный родился 25 августа 1530 года, а летоисчисление «от Рождества Христова» было введено Пётром I только в 1700 году. До этого на Руси вели летоисчисление «от сотворения мира». Таким образом, ответ Ивана Васильевича должен был звучать как «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».
  • Шведский посол говорит не на шведском, а на немецком языке.
  • Скипетр и держава, которые держит в руках Бунша (и которые изображены на иконе), как символ царской власти появились на сто лет позднее происходящих событий, в XVII веке.
  • В лифте («Замуровали, демоны!») царь крестится тремя перстами. До 1653 года православные крестились двумя перстами.
  • Милиция приезжает расследовать квартирную кражу на автомобиле ГАИ.
  • Милославский и Бунша убегают от стрельцов, не закрыв сундук, откуда они взяли одежду. Упавший шлем лежит на полу. Когда Милославский возвращается закрыть сундук — шлем оказывается снова на доспехе.
  • Когда Бунша прячется в сундуке во время погони за ним и Милославским стрельцами, Бунша меняет сюжета положение своего тела на противоположное, не вылезая из узкого сундука.
  • еще 4 ошибки
Редакционные материалы Если вам понравился этот, не пропустите... Если вам понравился этот, не пропустите Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их... все рекомендации к фильму (20) Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

ещё случайные

Я не всегда мирно и сладко сплю. Мне иногда не хочется! Мне жалко тратить время на сон. Ведь за эти 6-8 часов можно столько всего сделать. Но с организмом не поспоришь, да и сны снятся…
Где только не побываешь спящим. Но героям фильма я завидую, ибо они действительно попали в прошлое из настоящего и из настоящего в прошлое. Я это вижу, я в это верю. Ведь это настоящий Русский Царь в московской квартире и настоящий советский жулик с пачкой мальборо в древних палатах Ивана Грозного. И это наши песни, наш юмор и наши крылатые фразы.
8 из 10

28 августа 2010 | 12:28

Антон Прокофьев

Бриллиант русского кинематографа

Невероятно сложно, чертовски трудоемко и практически бессмысленно заставлять себя найти что-то плохое или глупое в этом фильме, ибо он по-настоящему велик и по-настоящему смешон от первого и до последнего кадра. «Иван Васильевич меняет профессию» — эти четыре слова, наверное, знает даже каждая собака в нашей стране. Это творческий апогей великого Гайдая, вершина, на которой неповторимым образом пересеклись сатирическое и юмористическое, абсурдное и привычное, историческое и будничное не только для того времени, но и для нашего. И можно быть уверенным, что история о машине времени энтузиаста-ученого и приключениях во времени обаятельного вора и управдома, который поменялся местами с самим Иоанном Грозным, еще найдет своего нового зрителя.
Ко всему уже сказанному стоит добавить буквально одну деталь. Говорят, что, когда создатели фильма посмотрели отснятый материал, все единодушно признали, что сняли невероятный и величественный бред, который должен был немедленно пойти под хорошо заточенный нож. И все уже принялись жалеть о потраченном времени, пленках, добротно сложенных матах (безусловно, оставшихся за кадром и ухом советского зрителя!), как вдруг лампочкой Ильича родилась идея добавить музыку. Талантливый и трудолюбивый композитор Александр Зацепин спас ситуацию, написав то самое музыкальное оформление, которое раз и навсегда безотрывно стало ассоциироваться с этим фильмом.
Рецензии на подобное — вечное и любимое! — кино, наверное, должны просто дополнять одна другую, ибо все давно уже сказано, разжевано и изучено вплоть до того, с какой грацией представитель семейства кошачьих в конце поднимает лапу в кадр. Главное — это очень дорогое, милое сердцу и родное кинополотно, запись которого должна передаваться по наследству как эстафета. Пусть ваши дети смотрят, смеются от цитат, не находя шутки про гениталии и туалет, изучают его так же, как и мы, родившиеся в 80-е и раньше, и просто наслаждаются! Это подлинный эталон комедии.

26 августа 2014 | 16:16

Bugskull

Безупречная легкость

У Гайдая есть три выдающихся фильма — это «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич». Из этих трех мне ближе всего последний (это уже дело вкуса), хотя «Пленница» из них самый колоритный, а «Рука», наверное, самый значительный для российской телевизионной поп-культуры, потому что, как мне кажется, в том виде, в каком она сейчас существует, она была порождена именно этим фильмом. В фильмах Гайдая несколько плюсов, и не самый последний из них тот, что режиссер откровенно заимствовал клише западного кинематографа, но творчески перерабатывал их так, что они становились его собственными открытиями. Их очень долго перечислять, да и не нужно, скажу только, что актеры играют превосходно, весь фильм бесконечно остроумный и ни разу не скучный, а начало, где Шурик пугается своей собственной руки, вообще такое одно. Пьесу Булгакова сценаристы, конечно, переделали, но какая разница. В «Иване Васильевиче» стиль Гайдая окончательно сложился и стал настолько профессионально безупречным, что кажется, будто режиссер вообще ничего не делал, а актеры просто импровизировали в свое удовольствие. Короче, слава этого фильма заслужена, и пусть ее попробуют затмить современные режиссеры, поставив что-нибудь такого же уровня. Если бы они это сумели, честно скажу, я был бы счастлив за российский кинематограф.

11 ноября 2010 | 09:26

Идущая за ветром

«Красота-то какая… Лепота!» ©

Больше, чем уже написано, и лучше, чем сыграно, об этом фильме уже не скажешь!
Абсолютный шедевр отечественного кинематографа! Его без капли сомнений можно назвать народным: таким «разбором» на цитаты не знаменит ни один фильм. Не буду спорить, что часть из них уже была в первоисточнике — в пьесе Булгакова, однако, популярность, которую они приобрели после выхода фильма на экраны, — заслуга только чудесных актеров.
Потрясающая игра такого звездного состава… О каждом можно сказать массу хвалебных слов.
«Оставь меня, старушка, я в печали!» — незабываемый властный царь, великолепный муж-подкаблучник и нудный, робкий, нерешительный человек Иван Васильевич/Бунша (Ю. Яковлев).
«Тьфу на вас! … Тьфу на вас еще раз!» — хитрый вор и находчивый князь Жорж Милославский (Л. Куравлёв).
«Если бы вы были моей женой, я бы повесился» — изобретательный инженер и гениальный «транспортировщик» во времени Шурик (А. Демьяненко).
«Интеллигент несчастный! Выучили вас на свою голову, облысели все!» — скандальная и сварливая Ульяна Андреевна (Н. Крачковская).
«Паки, паки, иже херувимы» — успешный режиссер и страстный сердцеед Якин (М. Пуговкин).
«Собака с милицией обещала прийти» — подозрительный и очень осторожный сосед Шпак (В. Этуш).
«Я бросаю мужа, этого святого человека со всеми удобствами…» — обворожительная и неверная жена, муза Якина — Зина (Н. Селезнёва).
«Аль хворь приключилась?..» — заботливый и услужливый царский верноподданный Феофан, он же Федя (С. Крамаров).
Гайдаю удалось нечто невероятное — сняв множество хороших фильмов, он создал шедевр, успех которого не смогла повторить ни одна советская (и российская тоже) кинолента. Просмотрев его невероятное количество раз, ты понимаешь, что в следующий сделаешь это с не меньшим удовольствием.
Музыкальное обрамление — еще одна удачная подборка: так же, как и фразы, песни из фильма у всех на устах.
Продолжать восхищенно перечисление достоинств не стану — упомянуть все просто невозможно.
Достаточно сказать, что это величайшее творение нашего кинематографа с самого первого фильма и до сегодняшнего момента. Удивительный фильм, который интересен абсолютно всем и всегда.
Это наше достояние и оно бесценно, но в рамках рейтинга возможно поставить лишь одну оценку, и это, конечно,
10 из 10

10 августа 2011 | 16:26

Max Sasha

Да ты что казённые земли разбазариваешь?! Этак никаких волостей не напасёшься!

Идя в кино, мы обычно знаем, что это будет кинокомедия, детектив аля Шерлок Холмс, или еще что — то…
«Иван Васильевич меняет профессию» — кинокомедия. Как говорят — классика. Теперь представим себе, хотя это супер тяжело, что идя в кино, кроме жанра мы ничего не знаем. Чудовищно тяжело, но представили.
Представим себе, и опять сложно, что зритель этот в советское время не жил. И многое ему не понятно, ну, как это какие — то транзисторы нельзя купить: «Подождите — подождите, а как же их на Савеловском рынке нет разве?»
Но мы отвлеклись. Зритель пришел на комедию. И желает смеяться. Будет или нет?
Фильм разошелся на цитаты. Их огромное количество. Причем при упоминании этих цитат мы частенько смеемся автоматом. Эти цитаты обязательно слышал, даже родившийся в РФ, типа в 1992. И вот раз улыбнулся, потом усмехнулся, а вот уже и засмеялся.
Милославкий — Куравлев: «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть, хм». Любопытно, что второго предложения не было в сценарии, это экспромт актера. Да мало ли еще какие крылатые выражения из фильма… Ну, невозможно остаться равнодушным, смотря это кино.
Весь актерский ряд подобран и выстроен просто идеально.
Главные актеры. Александр Демьяненко, Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Наталья Крачковская, Савелий Крамаров, Наталья Селезнева. Каждый образ уникален. Каждая фраза, сказанная артистами незабываема.
Яковлев: «Отведай ты из моего кубка. Здрав будь, боярин. Ключница водку делала… Замуровали… замуровали, демоны… Меня терзают смутные сомнения…Танцуют все!»
Демьяненко: «Если бы Вы были моей женой, я бы… повесился!»
Актеры второго плана также все идет на супер уровне: Михаил Пуговкин, Сергей Филиппов, Наталья Кустинская, или Юрий Чернов (музыкант). Мгновенно запоминающийся на всю жизнь режиссер Пуговкина. Или милиционер, который воскликнул: «Тамбовский волк тебе боярин!»
Бывает иной раз, что даже адаптированный сценарий хорош, и актеры все на местах, но снято, как — то не внятно. Или музыка хромает.
Кстати, о музыке. Музыка здесь Александра Зацепина, с которым Гайдай работал и в предыдущих фильмах. Чего стоят песни: «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь», «Звенит январская вьюга», «Маруся молчит и слезы льет». Это не просто музыкальное сопровождением, а их можно считать настоящими даже отдельными произведениями.
А как снято. Хотя бы эпизод, когда Куравлев залез в средневековые латы. И как шлем понимается и падает.
Нет умопомрачительных эффектов аля «Матрица». Но они здесь и не нужны. Зато есть легкий, великолепный и ненавязчивой монтаж, внутренний динамизм, и еще тонкие намеки в деталях. Добавочный номер телефона «3-62», который называет Жорж Милославский, когда звонит на работу Шпаку, представляет собой цену бутылки водки в СССР.
Кто — то скажет про кино-ляпы. Да, есть маленькие не стыковки, но они не существенны. Какие — то из них можно вообще отмести. Пессимисты обращают внимание, что в сцене допроса милицией Грозный на вопрос о годе рождения отвечает: «1533 от Рождества Христова». Указывали на эту ошибку. Да, Иван Грозный родился 25 августа 1530 года, а в 1533 году умер его отец, Василий III, и Иван Васильевич стал великим князем. Это скорее не несоответствие, а Грозный дает понять, что он в этом году «родился, как царь». Летоисчисление «от Рождества Христова» было введено Петром в 1700 году. До этого на Руси вели летоисчисление «от сотворения мира». Вроде ответ Ивана Грозного должен был звучать так: «Лето 7038 от сотворения мира». Но об этом летоисчислении уже забыли, и пришлось бы почти всем объяснять. Есть НО. Грозный вел активную переписку с зарубежными властителями, к примеру, королем Швеции Густавом I Васой, королевой Англии Елизаветой I, польским королем и другими монархами. Наверняка Иван Грозный знал летоисчислении всей Европы, пускай оно было необычном для России. Попав в необычную среду, как бы за границу, пускай не территории, но времени, он вполне мог указать год по европейскому стилю. Неточность это или нет — вопрос спорный. Лично я уверен, что Гайдай специально сделал, чтобы Яковлев — Грозный сказал: «1533 от Рождества Христова».
Могут сказать, что фильм слишком легковесный. А вот и нет. Стоит обратить внимание на некоторые фразы. Но вначале вот что — в советское время ни где — нибудь, в партийных кругах была крылатая фраза: «Не везет России на царей!». Фильм Гайдая яркая иллюстрация этому.
По версии Гайдая к власти в царстве Русском, Российской империи и СССР частенько приходили две категории. Первая — пьяницы = проходимцы = прохиндеи = прохвосты в виде жалкого Бунши. Таким «царям, за вредность молоко надо бесплатно давать», и более ничего. Его философия ярко продемонстрирована во его выражениях: «Человек почки один раз царице…требую продолжения банкета!». Вторая категория — воры. Они хоть в отличие от первых патриоты. Милославский — Куравлев говорит Бунше — царю: «Да ты что казённые земли разбазариваешь?! Этак никаких волостей не напасёшься!» Ориентируются они довольно туманно: «что войны сейчас никакой нет?»
Да фраза: «Говорят, царь — ненастоящий!» имеет тоже очень большой смысл. В истории России такой вопрос задавали и не раз. Вот только два примера с одним человеком. Когда на троне появился ЛжеДмитрий. Кто был этот человек, правивший немногим более года, не ясно. В школе внушали, что это был беглый монах, но нам в школе много чего внушали. Жена Ивана Грозного и мать Дмитрия признала этого человека, когда он всходил на власть. Когда его убили, заставляли ее отречься, она дала двусмысленный ответ: «Было бы меня спрашивать, когда он был жив, а теперь, когда вы его убили, он уже не мой».
Всем кто говорит по — русски, любит смеяться и хоть чуть — чуть историю обязателен к просмотру. Да, у фильма есть маленький минус. Жаль, но скорее всего. иностранец, плохо знакомый с нашей жизнью, и историей, не сумеет уловить некоторых деталей.
Итог. Смейтесь на здоровье
10 из 10

24 марта 2013 | 03:28

KalveraS

Царь на все века.

«Иван Васильевич меняет профессию» — фильм, просмотренный много раз, который я буду смотреть еще много-много раз да еще раз. Этот фильм научил меня, что такое комедия и был первой комедией в моей жизни. Я никогда не мог себе представить, что есть фильм, который можно смотреть больше 2-х раз, но оказалось, что есть фильмы, которые смотрятся вечно. А актеры! Какие великолепные актеры! Это вам не голливудский штамп кино, это комедия на века, которую можно советовать будущим поколениям. А сейчас вряд ли такое можно снять, ведь это сложно: нет тех актеров, той атмосферы и нет тех идеалов, которые были тогда. Проходит время, и как бы у меня плохо не было с настроением, если показывают этот фильм, я его пропустить не могу. Он для меня шедевр советского кинематографа на ряду с другими фильмами СССР, которые тоже имеют свое место в коллекци моих фильмов. Шурик — какой наивный, простой персонаж, и в тоже время это его плюс. Мелославский вроде отрицательный персонаж, но без него фильм был бы чуть другим. Царь Иван Грозный и его аналог (который не очень то и грозный) Якин, режиссер и все-все-все в этом фильме, все персонажи одинаково нужны и хороши. Это фильм, который может уничтожить любой американский боевик. Почему боевик? Да потому, что хорошая комедия круче боевика. Одним словом, смотреть всем и не раз.
10 из 10

17 августа 2014 | 02:21

Firestater

Почему разучились снимать доброе кино?

Никогда не усомнюсь в том, что советские кино (не важно какого жанра) — самое лучшее на свете! Гайдай, Быков, Рязанов, Климов, Меньшов снимали фильмы так, что спустя много лет они не теряют популярности, остаются самыми любимыми, а фразы типа: «А чё это вы здесь делаете, а?», «Кина не будет…», «И тебя вылечат…» — давно стали крылатыми. Те фильмы, которые снимаются теперь, никогда не сравнятся со старыми, добрыми, весёлыми советскими комедиями.
«Иван Васильевич меняет профессию» — это фильм, который пересматривался и будет пересматриваться еще очень много раз, но никогда не надоест. Интересный, оригинальный сценарий, замечательная игра актёров, смешные шутки, музыка… Всё в этом фильме прекрасно!
Самое замечательное, что «Иван Васильевич» предназначен для семейного просмотра, ведь сейчас снимают не так много фильмов, которые можно смотреть всей семьей и не краснеть из-за изобилия пошлых сцен и шуток.
Надеюсь, что советское кино, пройдя через поколения, не утратит своей популярности, навсегда оставит в памяти имена таких великих, замечательных режиссеров и актеров, благодаря которым у нас есть эти чудесные, добрые советские фильмы…
Конечно этот фильм заслуживает в сто раз больше, но сейчас
10 из 10

4 июня 2011 | 11:40

Во времена Советского Союза снимались замечательные комедии, не чета нынешним, где все шутки, что называется, «ниже пояса». Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» — лучший в своём жанре. И не надо никаких пошлостей, чтобы заставить зрителя смеяться. Впрочем, иногда смех вызывают даже просто действия, без слов (вспомнить хотя бы знаменитую погоню — очень подходящая музыка, минимум фраз и максимум веселья!)
Персонажи просто потрясающие, один Милославский чего стоит! Да и Бунша-Грозный не отстаёт. Восхитительная парочка! Сценаристы иногда вкладывают в уста персонажей реплики, которые становятся афоризмами. И я не случайно вынесла в заголовок бессмертное «Я требую продолжения банкета»: в опросе, определившем лучшие крылатые фразы отечественного кино, эти слова заняли первое место.
Здесь же хочу отметить удивительное мастерство актёров. Таких талантливых людей сейчас, к сожалению, очень мало. Яковлев, с успехом сыгравший и общественника Буншу, и Ивана Грозного, царя, отвечающего своему прозвищу. Куравлёв, блистательно выступивший в роли обаятельного вора Милославского. И, разумеется, Демьяненко — вечный выдумщик Шурик. Да и другие актёры заслуживают отдельного поощрения. Браво!
В общем, говорить об этом фильме можно много. Но пусть за меня лучше скажет моя оценка.
10 из 10
Посвящается M@fёnk’у и FuriousAngel

6 января 2009 | 00:48

Ян Окалита

Гайдай понял Булгакова

«Иван Васильевич меняет профессию» — не только любимый фильм миллионов россиян, но и шедевр мирового кино. К примеру, в зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее». Необычный сценарий по мотивам пьесы Михаила Булгакова, лихая постановка мастера советской классической комедии Леонида Гайдая, сильные (по тому времени) спецэффекты, сатирическая актерская игра. И это все (… и не только!) составляющие этого фильма.
В начальной сцене мы видим, как Шурик нервничает, гонится за котом, запускает свою драгоценную… машину времени. И эта сцена у Гайдая черно-белая, хотя, как можно догадаться по титрам, фильм должен быть цветным. Так и есть! Просто маэстро решил показать зрителю «обычность» (не путайте ни в коем случае с обыденностью) жизни Шурика. Однако он запускает свой чертовый аппарат. Взрыв! Нашего героя рикошетит от машины на пол, и… начинается жизнь в цвете (это мы уже опосля поймем, что это у Шурика был очень колоритный сон).
Жизнь… как сон. Полная веселых моментов и приключений: ограбление квартиры стоматолога Шпака, проникновение в виртуальность к Шурику опасного вора Жоржа Милославскаого, стенания старосты дома Ивана Ивановича Буншы, проникновение в 15 век недружных меж собой Бушы и Жоржа, Зиночка и Карп Якин, Иван Грозный или Иван Буша, «живот или смерть», застолья в палатах, погони и разоблачения и … пробуждение.
Именно неординарность Булгакова и сатирическое мышление Гайдая, «собравшись вместе», соорудили такую блестящую картину. Мы видим не только прошлое и настоящее Руси. Мы видим, как в социалистической стране (еще спокойное правление Брежнева, цензура, годы могущества Союза) создали уникальный фантастический комедийный блокбастер. Так и хочется задаться вопросом: не взяли, случайно, за основу гайдаевский фильм создатели всемирно известной триады «Назад в будущее»? Возможно!
А диалоги, реплики! Они просто изумительны.
Конечно же, Леонид Иовович, касательно актерской игры, поставил (… как обычно) на «своих» людей. Снова вместе очаровательная и живописная Наталья Селезнева и неугомонный Александр Демьяненко. Так и хочется, в этом случае, сказать, что Гайдай создал… «Потусторонние приключения Шурика»! Михаил Пуговкин снова неуемен и болтлив (как и в «Операции ‘Ы’»), а Владимир Этуш вновь предстает в образе пострадавшего.
Разумеется, нельзя не упомянуть колоритный дуэт Леонида Куравлева и Юрия Яковлева. Как ни крути, а противоположности (ну, это я про их героев…), все-таки, притягиваются.
Премудрости монтажа раскрыли перед зрителем в одном кадре «двух» Иванов Васильевичей. Высококлассная работа оператора позволила зрителю увидеть мощные сцены погони стражников за «демонами».
Бойкая музыка и удачно записанные песни (и наложенные аудиорядом на кадры с актерами), делают фильм еще более эстетичным.
Смотрите классику!
10 из 10

16 января 2012 | 14:20

Nike

«Золотой фонд советского кинематографа. »

«Иван Васильевич меняет профессию» — искрометная, веселая, радостная, позитивная, любимая, лучшая… эпитетов и определений, положительного оттенка, которым может соответствовать эта комедия «не счесть и вовек». Фильм, который недаром уже более тридцати лет, с момента выхода, держит марку. Не стареет и не угасает под гнетом времени, а словно путешествуя по нему, как и Иван Васильевич — «в одну ногу» — лишь подтверждает тезис «классика — не стареет».
»… Танцуют — Все!... «
Однако, как же охарактеризовать этот с виду незамысловатый и простой, с точки зрения постановки, но одновременно, не угасающий в сердцах миллионов людей по всему миру, и обреченный на просмотр с любого места фильм? Сказать же хочеться и подчеркнуть в нем очень многое, но самое верное и точное определение будет лишь следующее: «Все гениальное — просто». Нельзя не согласиться, что эти слова сидят на картине, как «влитые».
»… Кушайте, кушайте, Маргарита Васильна, все оплачено!... «
Леонид Гайдай — один из самых лучших режиссеров своего времени. Он, поставивший на экраны и все действие «Ивана Васильевича…», сумевший выдержать планку юмора и сатиры, фантасмагории и реальности, помноженные на постоянную смену веков между собой и лет, в которых развиваются все события, настолько пропорционально и понятно, добавив всему этому динамику и массу реплик, разошедшихся со временем на цитаты, которые не дают отойти от экрана или тем более заскучать — совершил невероятное, создал шедевр.
»… И тебя вылечат… «
Задающий настроение и тонус после просмотра, заряжающий энергией и позитивным настроем — этот фильм, по праву, может считаться лентой-антидепрессантом. Ни раз на собственном примере и примере окружающих меня зрителей в этом убеждался. Заряд бодрости на день или заряд бодрости вообще в мегаполисе или просто «в четырех стенах» дома — невероятное сокровище для любого человека вообще, а выплсекивающееся еще и под сопровождение песни «Вдруг, как в сказке» — просто подарок. Не упустите!
»… 3 магнитафона, 3 портсигара, куртка замшевая — и всё это нажитое честным и непосильным трудом, всё погибло... «
Актеры, одни из лучших, если не лучшие, в своем поколении: Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Владимир Этуш, Наталья Селезнева, Савелий Крамаров, Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская… профессионалы «до мозга костей», создающие на экране запоминающиеся и веселые, проработанные и яркие образы, которые сменяются на протяжении хронометража один за другим, но своим обаянием и игрой, не уступающие друг другу ни в чем, а позволяющие ни без интереса и ни без смеха следить за их мимикой, жестами, акцентами, фразами — завораживают и делают всему фильму «честь».
»… Храните деньги в Сберегательной кассе... «
Приключения, созданные на экране создателями, не обошлись и без доли сатиры над «совковым» временем. Шутки и приколы, начиная с фразы»… Вы своим и разводами — резко снижаете наши показатели…» и, заканчивая»… Я на вас жалобу подам! Коллективную…" просто уморительны и своим присутствием, создающие своеобразную «машину времени» в прошлое, для нас — жителей современного общества, они бесценны и незаменимы. Порой даже является ощущение, что мы снова возвращаемся в эпоху СССР!
»… Царь, приятно познакомиться, царь!... «
А что же можно сказать про сами диалоги в картине, разошедшие уже много лет как на цитатники и «крылатые» фразы, без которых порой и живется-то скучно? Их здесь просто тонная масса и одна веселее и задорнее другой. Все, вкупе создающие и дополняющие уже и без того культовый образ «Ивана Васильевича» могут с легкостью применяться, как в быту, так и в обществе. Ими, порой, можно заменить целый диалог и разбавить, как ни странно, напряженность между людьми. Неоднократно замечал этот чудотворный фокус и его позитивное действие.
»… То обворовывают, то обзывают, и они еще борятся за звание дома высокой культуры быта! Это же кошмар, кошмар!... «
Хочется отдельное слово сказать и о воплощении всей картины на экран, технически все выполненное просто «не по годам» замечательно. Ведь передана в достоверности как эпоха современная, так и эпоха древняя, костюмы и декорации, использованные в фильме, вызывают огромное уважение к создателям, невероятное перевоплощение Яковлева из Буншы в Царя и обратно, просто безупречно, а уж «машина времени» на которую «без слез не взглянешь» вообще чудесное довершение всей атрибутики ленты.
»… Эй, человек!! Человек!!! Почки один раз царице!... «
Не думаю, что есть смысл дальше продолжать петь дифирамбы и без того уже под гнетом времени, состоятельной, известной и всеми любимой картине, а просто, пожалуй, всегда буду помнить и Я, и Вы, как хорошо становится на душе после того, как уже в сотый или тысячный раз подходит к концу «Иван Васильевич». Наверное всем в этот момент хочется встать с кресла или дивана и громко сказать, проронив искренний крик души, — «Ляпота! »

8 февраля 2008 | 17:34

ещё случайные


Источник: https://www.kinopoisk.ru/film/ivan-vasilevich-menyaet-professiyu-1973-42664/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Выпускной в детском саду: сценарий праздника с конкурсами Как рано могут вылезти зубы у ребенка

Сценарий для сюжета пример Сказка для корпоратива на Новый год 2018: с приколами
Сценарий для сюжета пример Сказка для корпоратива на Новый год 2018 с приколами
Сценарий для сюжета пример Сказка для корпоратива на Новый год 2018 взрослая с
Сценарий для сюжета пример Седьмой сын (2015) смотреть онлайн бесплатно
Сценарий для сюжета пример Что такое сторителлинг. Сторителлинг это
Сценарий для сюжета пример День сурка (фильм) Википедия
Сценарий для сюжета пример Чужой (фильм) Википедия
Сценарий для сюжета пример Акции на имплантацию зубов под ключ в Москве


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ